Описание работы, расписание занятий, достижения учеников вашей воскресной школы.
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ.
Опыт преподавания Духовного Краеведения Подмосковья в школах
Духовное Краеведение Подмосковья как учебный предмет содержит богатый материал для формирования духовно – нравственных сторон личности учащихся. Я стремлюсь вызвать у них эмоциональные отношения конкретным фактом, так как эмоции всегда связаны с оценочными суждениями, а через них с духовностью и нравственностью ученика.
В зависимости от специфики используемого краеведческого материала роль эмоционального фактора может быть различной: от простого восприятия до сильного морального чувства. Воспитательный эффект уроков связан с рассмотрением природы, истории, населения и экономики своего края. Учащиеся сами обдумывают, составляют соответствующие мнения, высказывают их. Таким образом, идет формирование духовной культуры учащихся: собственный вывод, собственное мнение легче переходит в убеждение и вызывает более глубокие эмоции. Следовательно, формируется духовно-нравственное восприятие окружающей природы и общества, осознается роль личности и в мире и в пределах своей “малой родины”.
Краеведческий материал на уроках помогает сделать важный вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения. Важнейшая сторона краеведческого образования – это формирование этических ориентаций. Методом краеведения можно воздействовать на эмоции, чувства, переживания, нравственные принципы, формирования понятия чести, совести и поступка: например, при рассмотрении проблем, эпизодов из жизни наших земляков, которые оставили след на своей “малой родине”, а также отдельных экологических и экономических вопросов.
Если опираться на принцип психологии, то для воспитания нравственности и духовности личности школьника требуется творческие задания. Я стараюсь строить коллективную работу, где каждый проявляет хотя бы понемногу свои творческие способности. Благоприятный морально-психологический климат уроков – вот одна из моих основных задач урока Духовного Краеведение Подмосковья, так как это способствует активному и сознательному усвоению материала. Учащимся дается задание с точки зрения практики. Они фотографируют природу родного края, делают рисунки, потом материал оформляется в виде рефератов, отчетов, альбомов, рекомендаций.
Мне как учителю географии приходится путешествовать с учениками по родному Подмосковью, по историческим местам, по монастырям, музеям, храмам. Это нам помогает с практической стороны более глубоко увидеть жизнь родного Подмосковья. Мы совершаем путешествия по древним городам области—при этом у детей воспитывается чувство долга, ответственности, уважения к людям. На таких уроках-путешествиях школьники учатся анализировать, обсуждать проблемы, доказывать и отстаивать свое мнение. Все собранные материалы оформляются и используются в последующих изучаемых темах. Таким образом, на примере изучения своего края на уроках осуществляется понимание учеником того, что Земля – наш общий дом, в котором только свободное, разумное, нравственное и ответственное развитие каждого – это будет возрождением России через духовное просвещение.
Наше Отечество имеет многовековую историю со взлетами и падениями, и будущее страны зависит от уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения. Нам есть на что оглянуться. Но чтобы сравнить и сопоставить, необходим духовный ориентир. У нашей Церкви – это учение и жизнь Господа Иисуса Христа. Этот духовный ориентир необходим нам и в светской жизни.
Быкова Ольга Викторовна, учитель географии МОУ «Гимназия» г. Бронницы.
На снимке: настоятель Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево Бронницкого церковного округа игумен Фаддей (Шавернев), автор статьи Быкова О.В. и ученики ее класса МОУ «Гимназия» г. Бронницы.