ФЕРАПОНТОВО. ТЕРРИТОРИЯ ДУХА. ВЫСТАВКА ФОТОХУДОЖНИКА ЮРИЯ ХОЛДИНА

Воскресенье, 01.12.2024 22:33

17 ноября 2024 года прихожане Успенского храма с. Михеево и Иоанно-Предтеченского храма г. Коломна посетили выставку Юрия Холдина «Феропонтово. Территория духа».
Фрески Ферапонтова монастыря – вершинное явление русского искусства конца XV века. Оно универсально по своему значению для истории всей мировой культуры. Непревзойдённый уровень его исполнения ставит имя Дионисия в один ряд с именами его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, равно как и его современников — Микеланджело и Леонардо да Винчи. Единственное, в невероятной полноте сохранившееся творение Дионисия, засвидетельствованное им самим, было создано через два десятилетия после падения татаро-монгольского ига, когда при Иване III вокруг Великого Московского княжества шёл процесс объединения разрозненных русских земель. Времени становления и укрепления Российского государства сопутствовал небывалый подъём национального самосознания. Духовное укрепление Руси, ощущавшей себя наследницей церковно-государственных традиций Византии, сопровождалось в искусстве поисками образов красоты святости, нашедшими наиболее выразительное воплощение, прежде всего, в творчестве Дионисия.
Проект «Свет фресок Дионисия – миру», позволяет увидеть это знаменитое творение великого иконописца глазами фотохудожника Юрия Холдина не в далёкой вологодской глубинке, а в Москве, где сегодня любая находка единичных фрагментов фресок, к созданию которых мог быть причастен Дионисий, считается уже невероятным событием. Каждая новая выставка проекта даёт возможность рассмотреть образы Ферапонтовского собора Рождества Пресвятой Богородицы в ракурсе недостижимом в месте обитания самого оригинала. Опыт столь сокровенного соприкосновения с образами Дионисия бесценен, поскольку такие значительные произведения требуют не туристического знакомства в условиях, ограничивающих возможность приближения к требующему бережного сохранения стенописному шедевру, а более серьёзного внимания к осмыслению наших художественных и духовных корней.
Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора — мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок. Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Холдин, который в середине 1990-х оказался в Ферапонтово впервые и, потрясённый в первозданности сохранившимся шедевром, стал думать, как показать людям то, что открылось ему там, в созерцательной тишине — «глаза в глаза».
Знаменательно, что такой проект появился в России в годы церковного возрождения 1990-х-2000-х годов. Время горячего обращения общества к забытой традиции, к разрушенной православной культуре, породило особое подвижничество. Юрий Холдин, как писали после его трагического ухода в 2007 году, вошёл в историю Церкви, в историю искусства как человек необычайного горения духа, долгие годы создававший известный и очень масштабный проект без какой бы то ни было поддержки, своими силами. Уникальный 12-летний труд фотохудожника в среде, привыкшей к понятию «фотофиксация», не знакомой фотографией как высоким искусством, долгие годы не был воспринят и делался вопреки отсутствию понимания — по зову души. Изучив материалы для представления Дионисия широкой публике за целое столетие, Холдин увидел, что не было ни одной профессиональной художественной съёмки ферапонтовских фресок за всё время существования этого памятника. Осознав, что он может особыми приёмами своего искусства показать Дионисия, он не отступал от мысли, что просто обязан дать малодоступному шедевру новую жизнь, понимая, что только язык фотографии (в переводе с греческого «фото графос» – пишу светом) может открыть миру светоносность и созерцательную глубину умозрения иконописцев Святой Руси. Может — как мы видим сегодня, — если будет в другое время и другими пластическими приёмами, работать на таком же уровне профессионализма и духовной ответственности, как и наши великие предшественники, черпавшие силы для творчества в богообщении.
Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. В найденном художественном ключе Холдин решил все 300 композиций Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и у листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цветоколористическое пространство собора. В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *