В нынешний период Русская Церковь молитвенно вспоминает 100-летие со дня начала гонений на веру. Символическим открытием периода гонений можно назвать 2 (15) марта 1917 г., когда св. страстотерпец император Николай II отрекся от престола. Но Бог послал православным людям утешение: в день отречения императора-страстотерпца в Вознесенским храме с. Коломенское была обретена икона Божией Матери, которой дали название «Державная».
Наша Бронницкая земля имеет к этому событию прямое отношение. Крестьянке деревни Починок Жирошкинской волости Бронницкого уезда (сейчас в составе Ганусовского сельского поселения Раменского района) Евдокии Андриановой, проживавшей тогда в слободе Перерва, в феврале 1917 г. дважды явилась Божия Матерь с повелением отправиться в с. Коломенское и найти там Ее икону. Первое явление было в понедельник первой седмица Великого поста 13-го февраля ст. ст., а второе 26-го февраля ст.ст. На следующий день после последнего явления в Петрограде началось восстание против старой власти, названной Февральской революцией. Крестьянка отправилась в Коломенское и вместе со священником местной Вознесенской церкви о. Николаем Лихачевым в подвале храма нашла старую закопченную икону. После очистки перед зрителями предстала Божия Матерь на престоле в темно-красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках и с Богомладенцем на коленях. Так как это случилось в день отречения Государя Николая II, то среди верующих укрепилось мнение, что теперь Царица Небесная заняла Престол Русского государства, из-за чего найденная икона получила название «Державная».
Новообретенная икона была отреставрирована в мастерских московского Алексеевского монастыря в Красном селе и вставлена в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Державная икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери; время написания—2 половина XVIII века. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке, который в свою очередь во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона в 1812 г. был принесен в с. Коломенское из кремлевского Вознесенского монастыря.
К иконе сразу стали стекаться многочисленные богомольцы для поклонения, а с июля 1917 г. ее стали носить по окрестным (в том числе и московским) церквям и монастырям, фабрикам и заводам. Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому свт. Тихону (Беллавину) (будущему Патриарху). Свт. Тихон так описал события в своем донесении от 13 октября 1917 г. Святейшему Синоду (орфография и пунктуация оригинала):
«Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне месяце сего года донес Преосвященному Иоасафу, Епископу Дмитровскому, Управлявшему Московской епархией, что 2-го Марта с[его] г[ода] явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда , деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в Перерве, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно — 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе — 26 Февраля…
Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон. На этот вопрос священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери — Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен и с этого времени стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.
Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены» (РГИА ф. 796 оп. 445 д. 34 лл. 1-2. Машинопись).
Святитель Тихон также участвовал в составлении службы и акафиста Державной иконе. Е.И. Андрианова начала собирать деньги на богатую ризу для иконы, но ей в третий раз явилась Богоматерь и приказала этого не делать, так как скоро по всей России ризы с икон будут снимать, что и случилось потом.
В советское время Державная икона пылилась в запасниках Исторического музея г. Москвы, а в 1990 г. была возвращена в Коломенское и установлена в Казанском храме, входящем в комплекс Государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, где и прибывает до сих пор, подавая утешение и помощь молящимся людям.
Память Державной иконы совершается в день ее обретения 2 (15) марта. Нам, жителям Бронницкой округи, вдвойне должно быть приятно, что наша землячка Е.И. Андрианова оказалась причастной к обретению такой исторической святыни как Державная икона Божией Матери. Несомненно, явлением этой иконы Пречистая Богородица показала нам Свою материнскую заботу о стране Российской, и ничем другим не объяснить то, что после стольких тяжких испытаний наше Отечество живо и возрождает Православную веру.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Настоятель Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево
игумен Фаддей (Шавернев).